Раздел безопасности
Изменено: 20/01/2021 09:03
С началом учебного года, который в условиях неблагополучия по коронавирусу проходит с нововведениями, призванными не допустить занос и распространение инфекции в образовательные учреждения, у некоторых родителей возникли сомнения по поводу законности проведения теромометрии школьников перед началом занятий без наличия письменного согласия их законных представителей.
На поступающие вопросы, разъясняем.
Конституция Российской Федерации, определяя основы конституционного строя и закрепляя права и свободы человека и гражданина, гарантирует каждому право на охрану здоровья (часть 2 статьи 7, статья 41). Сохранение и укрепление здоровья граждан является обязанностью государства.
На конституционном уровне в Российской Федерации предусмотрена возможность ограничения прав и свобод гражданина. Это общее ограничение, которое закреплено в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ оправдывают правовые ограничения прав и свобод, если такие ограничения адекватны социально необходимому результату.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводится предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 4).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Санитарные правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – СП 3.1/2.4.3598-20) устанавливают требования к особому режиму работы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции всех образовательных организаций для детей (пункты 1.1 и 1.2).
Согласно п. 2.2 СП 3.1/2.4.3598-20 лица, посещающие Организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,10C и выше, в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий. Данное требование распространяется на все организации, указанные в п. 1.1 СП 3.1/2.4.3598-20. Реализация этого мероприятия направлена на предупреждение возникновения, распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Частью 6 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 323-ФЗ) предусмотрена дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство при проведении такого вмешательства. В соответствии со статьей 20 вышеуказанного Федерального закона приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2012 № 390н утвержден Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, в который, среди прочего входит термометрия (п.4 Перечня).
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона № 323-ФЗ, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению социально значимых заболеваний.
Профилактические мероприятия, в том числе «утренний фильтр» с бесконтактной термометрией, направленные на недопущение возникновения заносов новой коронавирусной инфекции на территорию образовательного учреждения, проводится в рамках реализации комплекса противоэпидемических мероприятий и не служат целям, предусмотренным ч.6 ст.20 Федерального закона № 323-ФЗ, а значит, такого согласия не требуют.
Уважаемые родители! Измерение температуры тела детей на входе в школу – вынужденная, временная мера, призванная не допустить распространения заболеваемости в школе, защитить вашего ребенка от заболевания. Призываем вас в период напряженной эпидситуации по коронавирусу соблюдать меры профилактики и научить детей, как обезопасить себя и своих близких от заболевания. Здоровый ребенок скорее всего легко перенесет заболевание, при этом он может стать причиной заболевания старших родственников, для которых болезнь станет тяжелым испытанием.
Изменено: 14/01/2021 12:33
Об установлении пропускного режима , дежурстве педагогов и учащихся по школе на 2020-2021 уч.г.
Изменено: 31/12/2020 13:46
Методические рекомендации по безопасному поведению детей на водных объектах в осенне-зимне-весенний период
Методические рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» в помощь руководителям образовательных организаций, педагогическим работникам, педагогам дополнительного образования, родителям (законным представителям) обучающихся Российской Федерации в целях профилактики несчастных случаев на водных объектах в осенне-зимне-весенний период.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413) (далее - ФГОС) основные образовательные программы общеобразовательных организаций включают:
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая обеспечивает формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения на природе, в том числе на водоемах, безопасного для человека и окружающей среды (на уровне начального общего образования);
программу воспитания и социализации обучающихся, включающую такие направления, как формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе знание правил безопасного поведения в природе (на уровне основного общего образования и среднего общего образования).
ФГОС основного общего образования регламентируют изучение предметных областей и учебных предметов, в том числе учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ), изучение которого на уровне основного общего образования должно обеспечить формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания, в том числе необходимости защиты личности посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного, социального, а также природного характера, знание и умение применять меры безопасности и правила поведения, в том числе в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, безопасное поведение человека в природных условиях, оказание первой медицинской помощи.
В учебном плане основной образовательной программы школы предусмотрено две части: обязательная и формируемая участниками образовательных отношений (вариативная).
В вариативной части учебного плана образовательная организация по своему усмотрению, с учётом интересов и запросов учащихся, может усилить преподавание тех или иных учебных предметов в части увеличения количества часов на их изучение (в том числе по ОБЖ, биологии, окружающему миру), ввести новые учебные предметы, факультативы, в зависимости от специфики образовательной организации и её кадровых, технических и иных возможностей.
Таким образом, ФГОС общего образования позволяет планомерно осуществлять политику безопасного образа жизни.
Для эффективного обучения детей безопасной жизнедеятельности необходимо, чтобы они успешно осваивали знания, вырабатывали умения и навыки, а также имели желание, интерес к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.
Основная цель при этом - достижение такого уровня развития детей, их творческих сил и способностей, при которых они сумеют эффективно обеспечить безопасность жизнедеятельности и будут иметь к этому соответствующую мотивацию.
Достижение поставленной цели можно осуществить путем решения следующих задач:
формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;
развитие качеств личности, направленных на обеспечение безопасного поведения в окружающем мире;
развитие способностей принятия адекватных и безопасных решений в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуального и коллективного рисков;
выработка морально-психологической устойчивости и социальной компетентности в быту и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Одним из направлений обучения является формирование культуры безопасного поведения обучающихся на воде в осенне-зимне-весенний период.
Причинами смертности детей школьного возраста при несчастных случаях на воде, как правило, являются их безнадзорность во время пребывания на водных объектах в период становления и таяния ледяного покрова, неумение правильно вести себя, детская беспечность и самоуверенность, страх, несоблюдение правил безопасного поведения на воде, а также отсутствие опыта при оказании помощи людям, оказавшимся в воде.
Задача педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся - не только постоянно напоминать обучающимся об опасностях, таящихся на водных объектах, но и разъяснять им причины возникновения опасных факторов, способы избегания этих опасностей и приемы действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, то есть предвидеть опасность, по возможности, избегать ее и при необходимости действовать.
Обучающийся должен не запоминать перечень опасностей, а знать их причины и признаки, уметь действовать так, чтобы исключить или избежать возможности их возникновения.
Профилактика несчастных случаев на водоёмах при ледоставе, в зимний период и период весеннего таяния льда должна включать в себя не только разъяснения обучающимся правил безопасного поведения на воде, но и обучение их действиям по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.
Детей следует ознакомить с особенностями образования и свойствами ледяного покрова. Осенний лед в период до наступления устойчивых морозов, непрочен. Утром, после ночных значительных понижений температуры воздуха, он способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и непрочным, хотя сохраняет достаточную толщину.
Водоемы замерзают неравномерно: сначала образуется ледяная корка у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже распространяется на весь водоем. На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
На озерах, прудах, а также на водоемах со стоячей водой лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает образование льда.
Следует обратить особое внимание обучающихся на то, что основным условием безопасного пребывания на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке. При этом безопасная толщина льда составляет для одного человека - не менее 7 см; для сооружения катка - 12 см и более; для сооружения пешей переправы - 15 см и более;
для организации массовых спортивных и праздничных мероприятий - 25 см и более.
При визуальной оценке прочности льда следует учитывать следующее: самым прочным считается лед голубого цвета; прочность белого льда в два раза меньше; лед серый и матово-белый или с желтоватым оттенком не надежен. На открытом бесснежном пространстве лед всегда толще; лед молочно-мутный, серый, обычно ноздреватый и пористый - такой лед обрушивается без предупреждающего потрескивания. Следует иметь в виду, что снег, выпавший на только что образовавшийся лед, маскирует полыньи и замедляет рост ледяного покрова. Вместе с тем, только специалист может объективно оценить состояние льда.
В рамках проведения профилактических мероприятий по вопросам безопасного поведения детей на водных объектах в осенне-зимне-весенний период педагогам следует обратить внимание обучающихся и их родителей (законных представителей) о необходимости знать опасные места на водоемах, где лед всегда более тонок: на течении, особенно быстром; на глубоких и открытых для ветра местах, над тенистым и торфяным дном, у болотистых берегов, в местах выхода подводных ключей, под мостами, в узких протоках, вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий, в местах, где растет камыш, тростник и другие водные растения, в нижнем бьефе плотины, где даже в сильные морозы кратковременные попуски воды из водохранилища способны источить лед и образовать в нем опасные промоины.
Особую осторожность нужно проявлять, когда лед покроется толстым слоем снега, перекрыв доступ холодного воздуха к поверхности льда.
Готовить и пользоваться площадками для катания на коньках, устраиваемыми на водоемах, разрешается только после тщательной проверки прочности льда.
Содержание деятельности при изучении правил поведения на воде в осенне-зимне-весенний период
В современной образовательной среде, с учетом постоянно изменяющихся условий, задача, стоящая перед педагогическим сообществом, - помочь обучающемуся освоить такие способы деятельности, которые окажутся необходимыми ему в сложных жизненных ситуациях. А для этого необходимо в процессе изучения правил поведения на льду предусмотреть:
подготовку основных правил поведения на воде с учетом возрастных особенностей детей и характера водных объектов конкретной местности;
деятельность по пропаганде безопасного поведения на воде в осенне-зимневесенний период;
организовать совместную творческую деятельность, позволяющую расширить базовый уровень знаний и способов безопасного поведения на воде и оказания помощи пострадавшим;
деятельность образовательной организации и органов исполнительной власти, координирующих работу на водных объектах населенного пункта по формированию безопасного поведения на водных объектах, в том числе и в осенне-зимне-весенний период;
формирование у педагогических работников знаний в области профилактики безопасного поведения на воде;
тесное взаимодействие с родительской общественностью по вопросам безопасного поведения на воде в осенне-зимне-весенний период.
В процессе деятельности по изучению правил поведения на воде в осенне- зимне-весенний период у обучающихся должны быть сформированы не только универсальные учебные действия (личностные, метапредметные, коммуникативные), но и умения предвидеть опасную ситуацию на воде, используя знания о правилах поведения, обезопасить свою жизнь и предупредить опасное поведение своих друзей и при необходимости оказать помощь пострадавшим.
При организации профилактической работы по вопросам безопасного пребывания на водоемах в зимний период следует ознакомить обучающихся правилами поведения на водоемах в осенне-зимне-весенний период (приложение 1), а также со способами оказания помощи провалившемуся под лед подручными средствами (приложение 2).
В процессе изучения правил необходимо акцентировать внимание на состоянии ледяного покрова на водоемах в начале осенне-зимнего периода, способах передвижения по льду, особенностях катания на коньках по ледяной поверхности водоема и при организации массового катания на водоемах, а также на порядке действий при возникновении несчастного случая.
Также, в рамках собраний, проводимых с родителями (законными представителями) обучающихся, следует ознакомить их с памяткой по вопросам организации работы с детьми по профилактике несчастных случаев на водных объектах (приложение 3).
При планировании профилактической работы по вопросам обеспечения безопасного пребывания детей на водных объектах целесообразно руководствоваться приложенным перечнем мероприятий в раздел «Профилактика несчастных случаев на водных объектах» плана образовательной организации по профилактике детского травматизма (приложение 4).
Приложение 1
Правила поведения на водоемах в осенне-зимне-весенний период
- Первый выход на ледяной покров водоёма разрешается только в присутствии взрослых, предварительно проверивших толщину и прочность льда и определивших места выхода на лед.
- Переходить водоем по льду нужно по оборудованным переправам. Если таких переправ нет, то переходить можно только в сопровождении взрослых. Им, прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности. Прочность льда рекомендуется проверять пешнёй. Если после первого удара лёд пробивается и на нём появляется вода, нужно немедленно остановиться и идти обратно по следам. Первые шаги на обратном пути надо делать, не отрывая подошвы ото льда.
- Категорически запрещается проверять прочность льда ударом ноги!
- Во всех случаях, прежде, чем сойти с берега на лёд, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения, выбирая безопасные места. Лучше всего идти по проложенной тропе. Опасно выходить на лёд при оттепели. Не следует спускаться на лёд в незнакомых местах, особенно с обрывов.
- По возможности надо избегать движения по льду. При необходимости движения по льду следует быть осторожным, внимательно следить за поверхностью льда, обходить опасные и подозрительные места. Следует остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега: под снегом лёд всегда тоньше, чем на открытом месте.
- Особенно осторожным нужно быть в местах быстрого течения реки, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где ручьи впадают в водоёмы, выходят родники и вливаются тёплые сточные воды промышленных предприятий, где ведётся заготовка льда и т. п.
- При групповом переходе по льду надо двигаться на расстоянии 5-6 метров друг от друга, внимательно следя за идущим впереди.
- При перевозке небольших по размерам, но тяжелых грузов, их следует класть на сани или брусья с большой площадью опоры.
- Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках. Если каток устраивается на водоёме, то катание разрешается лишь после тщательной проверки прочности льда (толщина льда должна быть не менее 12 см). Массовое катание разрешается при толщине льда не менее 25 см.
- Запрещается ходить и кататься на льду в ночное время и, особенно, в незнакомых местах, за исключением специально оборудованных мест.
- При переходе водоема на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжнёй. Если приходиться идти по целине, то для обеспечения безопасности крепления лыж следует отстегнуть, чтобы при необходимости можно было быстро освободиться от лыж. Палки надо держать в руках, петли с кистей рук снять, рюкзак держать на одном плече. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 м. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок по льду определяет его прочность, следит за характером льда и т. п.
- В случае провала льда под ногами надо действовать быстро и решительно: широко расставив руки, удержаться на поверхности льда, без резких движений стараться выползти на твердый лед, а затем, лежа на спине или на груди, продвинуться в сторону, начала движения, одновременно призывая на помощь.
Самое главное: дети должны усвоить, что выходить на лед можно только после того, как его обследуют взрослые, а взрослые должны знать, что нельзя оставлять детей без контроля вблизи водных объектов.
Приложение 2
Способы оказания помощи подручными средствами
При обучении детей способам оказания помощи провалившемуся под лед следует обратить внимание на то, что в первую очередь надо позаботиться о собственной безопасности. Ведь при необдуманных, импульсивных действиях в воде, кроме пострадавшего, окажутся и пытающиеся его спасти товарищи. Опасно приближаться близко к провалившемуся под лед.
В первую очередь надо постараться привлечь внимание взрослых, позвать их на помощь!
К пострадавшему следует приближаться лежа, с раскинутыми в сторону руками и ногами. Если помощь оказывают два-три человека, то они ложатся на лед и цепочкой продвигаются к пострадавшему, удерживая друг друга за ноги. Первый из них подает пострадавшему лыжные палки, шарф, одежду и т. д. Деревянные предметы (лестницы, жерди, доски и др.) необходимо толкать по льду осторожно, чтобы не ударить пострадавшего. Спасатели при этом должны обезопасить и себя. Продвигаясь к пострадавшему, следует ложиться на доску, лыжи и другие предметы, страховаться веревкой, привязанной к опоре на берегу.
Ситуация, когда человек провалился под лед, требует от спасателя соблюдения особых правил предосторожности. Для приближения к тонущему нужно ползти по льду на груди, широко расставляя руки и ноги. Если есть возможность, то нужно использовать для увеличения площади опоры доски, жерди, лыжи, фанеру, лестницы и т.п. Опасно приближаться к самому пролому, так как у кромки лед особенно хрупок и может обломиться под тяжестью тела спасателя. Лучше, не подползая к полынье или пролому слишком близко, бросить тонущему веревку, связанные ремни или протянуть шест, за который он может ухватиться.
Провалившемуся под лед следует широко раскинуть руки, навалиться грудью или спиной на лед и постараться вылезти на него самостоятельно, звать при этом на помощь.
После извлечения провалившегося следует принять меры к согреванию и предупреждению простудных заболеваний, как у пострадавшего, так и у спасателя. Для этого необходимо пострадавшего и спасателя доставить в теплое помещение, снять мокрую одежду, растереть тело и надеть сухое белье. Быстрейшему согреванию способствуют горячие напитки.
Приложение 3
Памятка родителям (законным представителям) обучающихся
1. Не допускайте детей на лед водоемов (на рыбалку, катание на коньках) без присмотра!
2. Покажите ребенку потенциально опасные места близлежащих водоемов. Расскажите ему о том, что особенно опасным является лед, который покрыт толстым слоем снега. В таких местах вода замерзает намного медленнее.
3. Обратите внимание детей на то, что места на льду, где видны трещины и лунки, очень опасны: при наступлении на эти места ногой лед может сразу же треснуть.
4. Объясните детям, что в случае, когда под ногами затрещал лед, и стала образовываться трещина, ни в коем случае нельзя впадать в панику и бежать от опасности, необходимо лечь на лед и аккуратно перекатиться в безопасное место.
Приложение 4
Рекомендуемые мероприятия в раздел «Профилактика несчастных случаев на водных объектах» плана образовательной организации по профилактике детского травматизма
№ п\п | Наименование мероприятия | Дата | Ответственный |
1 | Проведение методических объединений классных руководителей на тему «О мерах профилактики несчастных случаев на водных объектах» | Ноябрь, март | Заместитель директора образовательной организации |
2 | Инструктажи по безопасному поведению обучающихся на водоемах в осенне-зимневесенний периоды | Ноябрь-март | Классные руководители |
3 | Проведение практических занятий с обучающимися по темам: «Правила поведения на воде», «Оказание первой помощи пострадавшим», «Правила безопасного пребывания на льду в зимний период» | В течение года | Классные руководители, учитель ОБЖ |
5 | Конкурс рисунков, направленный на профилактику детского травматизма на водных объектах | Октябрь-март | Заместитель директора образовательной организации |
6 | Учет умеющих (неумеющих) плавать | В течение года | Учитель физической культуры |
7 | Просмотр видеоматериалов и презентаций на тему «Безопасность на воде» | Апрель | Классные руководители |
8 | Оформление информационного стенда по безопасности на воде | Декабрь | Заместитель директора по организации безопасности в образовательном процессе |
9 | Проведение родительских собраний на тему «Повышение ответственности родителей за безопасность пребывания детей на водоемах» | Октябрь, декабрь, май | Заместитель директора образовательной организации, классные руководители |
10 | Изучение правил самоспасания, спасания и оказания первой помощи пострадавшим в воде | Ноябрь-март | Учителя физической культуры и ОБЖ |
11 | Выпуск информационных материалов (памяток и листовок) «Внимание: вода!», «Приемы оказания первой помощи при несчастных случаях на воде» | Ноябрь | Классные руководители |
12 | Тематические беседы с учащимися по темам: «Меры безопасности на льду осенью», «Предупреждение несчастных случаев на воде в разное время года», «Оказание первой помощи», «Осторожно: тонкий лед!», «Не шути с водой - она не для шуток создана!», «Не зная броду, не лезь в воду!» | В течение года | Классные руководители, педагоги дополнительного образования |
13 | Встречи с сотрудниками МЧС по правилам безопасного поведения на воде | В течение года | Заместитель директора образовательной организации |
Безопасность на льду в зимний период
Как только наступает зима, большинство детей, да и некоторые взрослые с нетерпением ждут, когда на водоемах замерзнет лед. Это, конечно, хорошая возможность покататься на коньках, заняться зимней рыбалкой, но не стоит забывать про безопасность на льду в этот период. С главными правилами мы и познакомимся в нашей статье.
Формирование льда
С наступлением морозной погоды не стоит рассчитывать на мгновенное покрытие водоемов льдом. Это процесс длительный и зависит от многих факторов. Начинается он, как правило, с ноября и продолжается до самого Нового года. Все зависит от погодных условий, которые каждый год бывают разными. При низкой температуре ночью лед формируется, но под лучами солнца днем начинает становиться пористым от воды, которая сквозь него просачивается. При этом толщина может быть уже приличной, но надежным его назвать нельзя, поэтому важно соблюдать меры безопасности на льду. Обычно замерзание водоемов происходит неодинаково по всей площади, первым делом промерзание начинается на мелководье, по берегам, а потом уже лед сковывает середину. На различных водоемах этот процесс протекает с разной скоростью, например, на реках лед образуется медленнее, так как этому процессу мешает течение. Даже на одном водоеме в разных его частях лед может быть неодинаковой толщины.
Сохранение жизни на льду
Практически каждый год случаются ситуации, когда наиболее нетерпеливые любители зимней рыбалки или катания на коньках попадают в опасное положение, оказываясь в ледяной воде. И все потому, что не берется во внимание толщина льда. Таким любителям первым делом надо изучить меры безопасности на льду в зимний период, а только потом отправляться на водоем. Самое главное правило: не уверен в прочности льда – не ступай на него. Порой человек начинает понимать свою оплошность, уже оказавшись на тонком льду, в этом случае надо постараться по своим следам вернуться осторожно назад. Затрудняет оценку прочности льда снег, который лежит сверху. Передвигаясь, можно и не увидеть, что пошли трещины, но вот хруст не услышать невозможно, поэтому при его появлении стоит прекратить передвижение и вернуться обратно.
Безопасный лед
Не поможет никакая техника безопасности на льду, если он имеет недостаточную толщину. Ледяной покров должен выдерживать нагрузку, которая на него будет действовать.
- Чтобы один человек благополучно перешел замерзший водоем, толщина льда на пути следования должна быть не менее 7 сантиметров.
- Устраивать каток можно только в случае, если толщина слоя составляет около 12 сантиметров.
- Переправляться группой можно только по льду с толщиной 15 сантиметров.
- А движение автомобилей будет безопасным при толщине не менее 30 сантиметров.
Даже если вы уверены, что водоем хорошо замерз, меры безопасности на льду в зимний период не будут лишними.
Коварный лед
Специалисты даже по внешнему виду льда могут определить его надежность. Более опасным, а, значит, тонким считается лед желтоватого или матово-белого цвета. Чаще всего он имеет пористую структуру, поэтому надежным его считать нельзя. Необходимо знать: если несколько дней температура не опускается ниже нуля градусов, прочность снижается на 25%. Наиболее тонким лед бывает даже в морозную погоду около зарослей камышей, кустарников или деревьев, которые произрастают по берегам. Особую осторожность надо соблюдать возле прорубей - они могут стать совсем незаметными, если их немного припорошит снегом.
Как убедиться в надежности льда
Узнать, прочный лед или нет, порой возможно, только шагнув на него. Если после нескольких шагов видны небольшие радиальные трещины и слышится легкий хруст, то ходить в принципе по нему можно, но соблюдать безопасность поведения на льду. Проверять прочность льда, прыгая по нему или топая ногами, совсем не предусмотрительно. Если после проверки обнаружилась выступающая сверху льда вода, в этом месте лучше не переходить. Безопасность на тонком льду должна быть превыше всего. Никогда нельзя предугадать, в каком месте можно провалиться в ледяную воду. Лучше для предотвращения несчастного случая вернуться обратно, осторожно ступая по своим же следам и высоко не поднимая ноги. В случае появления сильного треска лучше передвигаться ползком.
Правила поведения на льду
В зимний период необходимо соблюдать безопасность на льду. Для этого необходимо придерживаться следующих правил:
- Нельзя отправляться на лед ночью, в сильный туман, снег или дождь.
- В случае необходимости перехода на другой берег лучше воспользоваться ледовыми переправами.
- Проверять прочность льда ударами по нему ногой нельзя, лучше для этого воспользоваться палкой. В случае появления даже небольшого количества воды уже можно сказать, что лед тонкий и не подходит для катания или прогулок по нему.
- Если срочно необходимо перейти по льду на другой берег, лучше воспользоваться уже проложенными тропками, а, если таковых нет - продумать маршрут более тщательно.
- В случае группового передвижения лучше идти, придерживаясь расстояния друг от друга не менее 5 метров.
- Удобнее всего переходить водоем на лыжах, только крепления не застегивать, чтобы при малейшей опасности можно было быстро их сбросить.
- Если за спиной имеется ноша, ее лучше расположить на одном плече, чтобы при опасности можно было легко от нее освободиться.
- Всегда, отправляясь на замерзший водоем, необходимо брать с собой прочную веревку с петлей и грузом, чтобы в случае необходимости можно было бросить провалившемуся другу.
- Часто не соблюдается безопасность зимой на льду лицами в алкогольном опьянении. В таком состоянии невозможно адекватно отреагировать на опасность, а там и до трагедии рукой подать.
Порой желание прокатиться на коньках на вновь образовавшемся льду, поиграть в хоккей сильнее, чем чувство опасности, поэтому и случаются непредвиденные ситуации. Безопасность на льду особенно важна для детей, которые ждут зиму с нетерпением.
Правила поведения на льду для детей
Большинство детей с большим нетерпением ждут зиму, чтобы вдоволь накататься на санках, коньках, поиграть в хоккей, поэтому очень часто малыши пренебрегают всеми правилами безопасности. На родителях лежит большая ответственность за здоровье и сохранение жизни ребенка, поэтому они обязаны рассказать детям про безопасность на льду в зимний период.
- Нельзя отпускать детей одних на замерзшие водоемы.
- Обязательно надо убедиться, что лед имеет толщину не менее 7 сантиметров.
- Если предполагаются коллективные игры на льду, толщина ледяного покрова должна быть около 12 сантиметров.
- Детям надо объяснить, что, передвигаясь по льду сомнительной толщины, необходимо идти гуськом и не ближе, чем 5 метров друг от друга.
- Нельзя наступать на лед, если он покрыт снегом, можно легко наткнуться на проруби.
- Запрещайте детям ходить на водоемы с наступлением весеннего тепла. Лед быстро начинает таять, особенно по берегам, вокруг кустов и камыша.
- Нельзя прыгать на отделившуюся льдину, она имеет неприятное свойство легко переворачиваться, поэтому в считанные минуты можно оказаться в воде.
- Если все-таки лед не удержал и треснул, и ребенок оказался в воде, то он должен знать, как действовать в такой ситуации.
- Если ребенок был не один, а с компанией друзей, то в случае опасности кто-то должен быстро отправиться за помощью, а остальные предпринять все меры для спасения своего товарища, только постараться самим не составить ему компанию.
Безопасность на воде, на льду изучается в школах на уроках ОБЖ, перед каждыми каникулами классные руководители обязательно проводят соответствующий инструктаж.
Первая помощь на льду
Оказаться в ледяной воде в зимнее время может каждый, поэтому необходимо знать, как оказать помощь своему товарищу. Вот основные рекомендации:
- Передвигаться в сторону провалившегося необходимо только ползком.
- Протягивать лучше не руку товарищу, а шарф, палку или другие подручные средства, чтобы самому не оказаться рядом с ним.
- После того, как друг зацепился за протянутый ему предмет, необходимо осторожно тянуть его на лед, но при этом не совершать резких движений.
- После благополучного извлечения надо оказать помощь, которая заключается в согревании пострадавшего и его переодевании в сухую одежду.
Очень важно, чтобы товарищи не растерялись в такой ситуации и вместо того, чтобы разбежаться в разные стороны, оказали своему другу помощь.
Что делать, если вы провалились под лед
Часто случаются ситуации, когда человек отправляется в одиночестве на замерзший водоем и случается трагедия: под выпавшим снегом не замечена полынья, и вот уже ледяная вода распахивает свои объятия. Что делать в таком случае? Вот алгоритм действий:
- Самое главное, соблюдать самообладание и не паниковать, цепляясь за кромку льда. Это не поможет, а только будет изматывать силы.
- С первой секунды необходимо стараться выбраться на поверхность льда, приняв при этом горизонтальное положение.
- Если течение затягивает под лед, необходимо упереться изо всех сил в кромку и громко звать на помощь.
- При передвижении рюкзак должен находиться на одном плече, при проваливании под лед его можно будет легко сбросить и освободить руки для спасения.
- Если вы отправляетесь в одиночестве на водоем зимой, с собой необходимо иметь «спасалки», которые можно изготовить своими руками. Для этого гвозди обматывают изолетной, сделав подобие рукоятки, и пропускают шнурок, чтобы не потерять. В момент опасности с их помощью можно как когтями цепляться за лед и таким образом спасти себе жизнь.
Безопасность на льду должна быть всегда на первом месте, ни при каких условиях нельзя терять бдительности.
Выбрались на берег: что дальше?
Самое главное после освобождения из ледяного плена - быстрее согреться, поэтому необходимо как можно скорее добраться до теплого помещения. Если вы далеко от дома, можно воспользоваться гостеприимством жителей соседнего поселка. В случае нахождения совсем далеко от населенных пунктов необходимо всегда иметь в рюкзаке комплект сухой одежды, которая может вас спасти в такой ситуации. На втором этапе важно согреть себя изнутри, а в этом случае уже без горячего питья не обойтись, поэтому придется как можно быстрее отправляться домой, желательно бегом. Какова бы ни была погода в зимний день, не стоит рисковать и отправляться на водоем в одиночестве. Особенно опасно это делать с наступлением первых весенних деньков, когда лед начинает подтаивать, становится рыхлым и непрочным.
Поведение на водоемах в осенне-зимний период
Для предотвращения несчастных случаев на водоемах зимой и поздней осенью необходимо соблюдать некоторые правила поведения. Они достаточно просты, но могут спасти человеческую жизнь:
- Не надо спешить с появлением первого ледяного покрова отправляться на водоем.
- Лед становится надежным только с приходом устойчивых низких температур.
- Достаточно опасно спускаться на лед в незнакомых местах, особенно в оттепель.
- Лучше не переходить водоем в местах с большим слоем снега, под ним толщина льда всегда меньше, чем на открытом месте.
- Не стоит рисковать своей жизнью, отправляясь на лед в ночное время суток, да еще и в одиночестве.
- Играть в спортивные зимние игры лучше на специально оборудованных катках, чтобы быть уверенным в надежности льда.
- Опасно использовать во время весенних паводков лед для переправы.
Соблюдение этих простых правил может спасти жизнь.
Рекомендации для любителей зимней рыбалки
Достаточно часто можно видеть рыбаков, которые сидят на льду с удочкой, а вокруг проталины и полыньи, особенно ранней весной и во время оттепелей. Желание поймать хорошую рыбку заставляет презреть опасности, а зря. Известно много случаев, когда спасателям приходилось освобождать горе-рыбаков из ледяного плена. А чтобы этого не произошло, всего-то и надо - соблюдать некоторые правила:
- Для зимней рыбалки надо выбирать знакомый водоем и те места, где глубина не превышает рост человека.
- Уметь распознавать опасный и безопасный лед.
- Соблюдать осторожность при спуске с берега на лед, в этих местах он может быть слабым.
- Не стоит делать несколько прорубей рядом.
- Также нежелательно садиться большой группой на маленьком участке льда.
- Если в процессе пробивания лунки из нее начинает бить фонтаном вода, это означает, что место опасное и не подходит для безопасной рыбалки.
- С собой необходимо иметь острые предметы, которые можно было бы использовать для спасения в случае трагедии.
Только при соблюдении этих несложных правил можно быть уверенным, что зимняя рыбалка закончится благополучно.
Зима – это хорошо! Появляется возможность заняться зимними видами спорта, вдоволь накататься на санках и коньках, но не стоит пренебрегать правилами безопасности, особенно, на замерзших водоемах. И важно, чтобы не только была обеспечена безопасность детей на льду, но и сами взрослые не забывали об осторожности.
Изменено: 30/08/2020 22:59
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4 3598-20
Изменено: 30/08/2020 22:59



Изменено: 30/08/2020 22:59

